Удостоверение личности показывает возраст. Но для здоровья человека особенно важен биологический возраст, который может значительно отличаться от календарного.
Предсказать смерть в течение 5-10 лет в ближайшем будущем можно будет по одному анализу крови. Исследователи проблем старения из медицинского центра Лейденского университета (LUMC) в Нидерландах определили комбинацию биомаркеров в крови. Они могут помочь последовательно оценить риски смертности пожилых людей. Использование биомаркеров задумано как первый шаг к более персонализированному лечению пожилых людей.
В чем сейчас состоит проблема?
Некоторые факторы риска развития смертельных заболеваний перестают работать на людях, старше 65 лет. Например, лишний вес, уровень холестерина или артериальное давление.
Что сделали ученые из LUMC?
Команда использовала данные 12 групп лиц европейского происхождения. В общей сложности получилось 44 168 человек в возрасте 18–109 лет. Само исследование длилось почти 17 лет, в зависимости от группы. За это время 5 512 участников умерли.
Предварительно ученые оценили «риск смерти» участников на основе «общепринятых факторов», к которым относятся индекс массы тела, артериальное давление, холестерин, потребление алкоголя и курение, вероятность развития рака или болезней сердца.
Изначально было выявлено 226 биомаркеров, которые хоть как-то ассоциировались со смертностью. После использования дополнительных данных, осталось 136 биомаркеров. Они показали значительную связь со смертностью от всех причин. Большинство из них сильно зависели друг от друга. Поэтому ученые из LUMC попытались идентифицировать все независимые биомаркеры, которые были в значительной степени связаны со смертностью. 14 биомаркеров оказались ассоциированными со смертностью вне зависимости от пола и возраста пациента. Эти биомаркеры включают, например, различные аминокислоты - строительные блоки белков - и уровни «хорошего» и «плохого» холестерина, остатков жирных кислот, уровень глюкозы и маркеры воспаления. С их помощью ученые оценили риски смертности участников. 83% биомаркеров точно указывали, умрет ли человек в ближайшие 10 лет. При этом достоверность традиционных методов оценки равнялась 78%.
Какие это биомаркеры?
- Глюкоза (Glc)
- Лактат (Lac)
- Фенилаланин (Phe)
- Альбумин (Alb)
- Ацетоацетат (AcAce)
- Гистидин (His)
- Лейцин (Leu)
- Валин (Val)
- Изолейцин (Ile)
- Гликопротеин ацетил (GlycA)
- Соотношение полиненасыщенных жирных кислот к общему количеству жирных кислот (PUFA/FA)
- Средний диаметр для частиц ЛПОНП (VLDL-D)
- Сумма липидов в малых ЛПВП (S-HDL-L)
- Сумма липидов в хиломикронах и очень больших ЛПОНП (XXL-VLDL-L)
На кого направлено это исследование?
В исследовании принимали участие лица от 18 лет. Но оно направлено на пожилых людей. Исследователи хотят определить биологический возраст. Календарный возраст мало говорит об общем здоровье пожилых людей: один 70-летний здоров, другой уже может страдать от трех и более болезней. Теперь у ученых есть целый ряд биомаркеров для выявления и лечения уязвимых пожилых людей. Их использование поможет, например, указать, можно ли пожилому человеку с переломом бедра делать операцию или вводить определенные препараты.
Применимо ли исследование ко всем уже сейчас?
Несмотря на впечатляющий размер исследования, авторы предупреждают, что эта информация пока не может быть использована для оценки риска смертности отдельного человека. Директор исследования профессор Элин Слагбоом: «Это все хорошо, но мы пока не можем ничего сказать о конкретном риске для отдельного человека. Например, говорит ли результат что-нибудь об иммунной системе, метаболизме, мышечной силе или познании? И какой совет уместен в этом контексте? Пока мы не можем точно интерпретировать результаты исследования, нельзя применить эти знания при лечении или диагностике». Однако у исследователей теперь есть отправная точка и они работают над ответами на эти вопросы.
Реакция профессионального сообщества
Мнения разделились: кто-то утверждает, что это научный прорыв, кто-то - что ничего нового и значимого.
Доктор Аманда Хеслегрейв, исследователь Британского научно-исследовательского института деменции, UCL:
«Биомаркеры дают нам важное понимание того, что происходит со здоровьем и болезнями, поэтому мы изучаем их в контексте деменции. В этом новом исследовании ряд маркеров проверены и имеют отношение к долгосрочной смертности. Тем не менее, исследование ограничено тем фактом, что, будучи основанным только на европейских данных, оно не может применяться к другим этническим группам без дальнейших исследований. Потребуется дополнительная работа для разработки оценки рисков на индивидуальном уровне, которая была бы полезна в реальных жизненных ситуациях. Нам нужно многое сделать: валидацию для обеспечения повторяемости в разных лабораториях, производство эталонных образцов для проверки этого на постоянной основе, работу, чтобы сделать возможной индивидуальную оценку, валидацию в других группах и валидацию всех компонентов панели. Так что это захватывающий шаг, но работа еще не закончена».
Профессор Кевин Макконвей, заслуженный профессор прикладной статистики Открытого университета: «Это серьезное и интересное исследование. Но оно не выходит за рамки исследования вероятности создания системы для прогнозирования риска смерти на основе данных такого типа. Оно не претендует на то, чтобы делать что-то большее, и дает понять, что есть какой-то путь в плане дальнейших исследований и анализа, пока не появится инструмент прогнозирования риска, который можно использовать в клинической работе с пациентами. Есть некоторые свидетельства того, что для некоторых биомаркеров связь между уровнем биомаркера и смертностью отличается в разных группах исследуемых».
Паола Себастиани, биостатист Бостонского университета: «Исследование показывает потенциальную полезность метаболических биомаркеров. В будущем в этой области потребуются дополнительные исследования для оценки клинической полезности биомаркеров».
Фотиос Дренос, доктор Университета Брунел: «Это наблюдательные ассоциации потенциального клинического значения. Но мы все еще не уверены, какие из этих биомаркеров являются признаками, а какие являются причинами будущего риска смерти».